Маленькие пассажиры - это одни из самых уязвимых участников дорожного движения. Штатные системы безопасности автомобиля не рассчитаны на их защиту. Поэтому при перевозке детей необходимо обязательно использовать детские удерживающие устройства (далее — ДУУ. автокресло). Важно отметить, что остается проблема не только отсутствия ДУУ в автомобилях, но и непонимания важности выбора ДУУ в зависимости от возраста. роста и веса ребенка, что особенно актуально при перевозке младенцев. Родители при выборе автокресел зачастую слишком большое внимание уделяют внешнему виду (цвет, размер, форма и т.д.) и забывают главное - качество и надёжность устройств, которые должны защищать детей в транспортном средстве. Родители, следуя рекомендациям продавцов, часто приобретают дешёвый товар. не соответствующий требованиям безопасности, подвергая жизнь детей ещё большей угрозе.
По итогам исследований ВЦИОМ 23% россиян отрицательно оценили инициативу по возможности использования части материнского капитала на приобретение автокресла. Отвечая на вопрос «Почему Вы не используете автокресло при перевозке детей?». 35% респондентов ответили. что не видят в нём смысла, а при выписке из роддома и перевозке ребёнка на автомобиле 56% опрошенных везли его на руках, без использования ДУУ. Все эти факты указывают на проблему неосознания ролителями необходимости использования автокресла. И если для перевозки детей в возрасте до 7 лет родители в 63% случаев используют автокресла. то после 7 лет использование автокресла снижается до 35%. а 22% родителей начинают использовать накладку на ремень. 24% родителей - ремень безопасности, мотивируя это тем. что ребёнок не помещается в автокресле (59% ответов) или ему там неудобно (19%).
Одной из основных причин таких результатов социологических опросов можно считать неинформированность населения об эффективности детского автокресла: родители попросту не знают о рисках и последствиях нсиспользования ДУУ.
Данные официальной статистики аварийности с участием детей в 2018 году свидетельствуют:
- Каждое 10-е ДТП с детьми-пассажирами произошло из-за выезда на полосу, предназначенную для встречного движения, или обгона. я
- Каждое 10-е ДТП, в котором погиб ребёнок произошло из-за превышения скорости или несоответствия скорости конкретным условиям движения.
- Каждый 10-й ребенок погибает в ДГП при выезде на полосу. предназначенную для встречного движения.
- Вероятность гибели ребёнка в ДТП на полосе, предназначенной для встречного движения без использования средств пассивной безопасности увеличивается в 3 раза.
- Вероятность гибели ребёнка в ДТП при превышении скорости без использования средств пассивной безопасности увеличивается в 2 раза.
Данные исследования и официальной статистики аварийности подтверждают необходимость расширения деятельности в области профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, в частности, работы со взрослыми участниками дорожного движения по донесению важности соблюдения правил дорожного движения и правил перевозки детей, с упором на следующие ключевые элементы:
- Важность использования ДУУ при перевозках детей как до 7 лет. так и старшего возраста (до 12 лет).
- Необходимость пристегивания детей в ДУУ.
- Внимание к качеству ДУУ. материалам, соответствию стандартам. наличию сертификации. прохождению краш-тестов.
- Соблюдение скоростного режима водителями.
- Отказ от опасных маневров (обгона, резких торможений и перестроений).